Образовательная программа по внеурочной деятельности

Спортивно оздоровительное направление
Образовательная программа «Если хочешь быть здоров»
Авторы:
Дедкова Елена Викторовна, Галкина Ольга Анатольевна,
учителя начальных классов ГБОУ ООШ с. Заборовка  (Программа имеет рецензию и опубликована в «Методическом пособии для руководителей ОУ ,учителей начальных классов ,организаторов образовательного процесса учреждений дополнительного образования , родителей.»  Самара ,2010)
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
· Стрессовая педагогическая тактика;
· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; · Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
· Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
· Провалы в существующей системе физического воспитания; · Интенсификация учебного процесса;
 · Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
 · Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
· Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60. В распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье школьников путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их – значит не решать главную задачу образования – подготовку ребёнка к самостоятельной жизни. Сейчас представилась возможность подойти к проблеме воспитания ЗОЖ более комплексно. Повысить двигательную активность детей и тем самым преодолевать усталость, нагрузки, напряжение от урочной деятельности. Вести просветительскую работу о культуре здоровья. Научить наблюдать за своим здоровьем, ответственно относиться к нему, умению оценивать свое поведение.
 В целом, вся программа направлена на принятие правильных решений детьми в отношении своего поведения. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность образовательной программы «Если хочешь быть здоров».
 Цель, задачи и принципы реализации содержания программы:
Цель:  Формирование основ культуры здоровья у младших школьников
Задачи: Образовательные:  Формировать начальные знания в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
Ø Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений. Оздоровительные:
 Ø Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
 Ø Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
 Развивающие:
 Ø Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей;
Ø Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами;
Ø Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
Воспитательные:
Ø Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
 Ø Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
 При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования. Программа «Если хочешь быть здоров» рассчитана на обучающихся 1-4 классов (6-12 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. В программу могут вноситься необходимые коррективы с учетом местных условий, особенностей здоровья детей, их развития; может меняться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов, число выполненных практических работ. Основной формой организации занятий является работа в малых группах от 7 до 10 человек. Это позволяет более эффективно использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно. Знания и практические умения, приобретенные обучающимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе. Направленность программы: социально-педагогическая. Вид образовательной деятельности: здоровьесберегающие технологии.
По окончанию курса обучающиеся должны:
Знать: Ø Факторы, влияющие на здоровье;
 Ø Факторы, негативновоздействующие на здоровье;
Ø Психофункциональные особенности собственного организма;
 Ø Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Ø Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Уметь: Ø Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
 Ø Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Ø Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
 Ø Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Ø Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Средства диагностики:
Ø Наблюдение;
Ø Социологический опрос;
Ø Тесты; Ø Анкетирование (анализ анкет);
Ø Мониторинг здоровья; Ø Отзывы родителей;
Ø Собеседование с фокус-группами.
№п/п Разделы теория практика всего
1 зачем человеку здоровье 4 6 10
2 Режим дня 3 2 5
3 личная гигиена 4 5 9
4 Правильное дыхание 2 2
5 Секреты закаливания 3 2 5
6 Профилактика травматизма 4 1 14
7 Смстема оздоровления младших школьников 2 12 14
8 Правильное рациональное питание 5 8 13
9 Простудные инфекционные заболевания 6 4 10
10 Организм человека 8 5 13
11 Основы безопасной жизнедеятельности 4 5 9
12 Культура потребления медицинских услуг 2 1 3
13 Предупреждение употребления психоактивных веществ 6 9 15
14 Я и другие 4 9 13
ИТОГО 55 80 135

Просьба при использовании материалов сайта делать ссылку на авторов.  Для получения полной версии программы обращайтесь в  ГБОУ ООШ с. Заборовска.