Мастер -класс «Интерактивная доска – как средство повышения эффективности учебного процесса младших школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Дедкова Елена Викторовна,

учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ с.Заборовка,

м.р.Сызранский, Самарской области

Тема: «Интерактивная доска – как средство повышения эффективности учебного процесса младших  школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

   Послушай – и ты узнаешь,

Посмотри – и ты поймёшь,

                                                       Сделай – и ты научишься.

                                                 Китайская пословица        

Презентацию можно посмотреть   здесь>>                                                           

I. Вступительное слово

Введение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта.

       Наши школы активно снабжают интерактивными комплексами. Интерактивная доска является современной школьной доской, которая позволяет повысить  эффективность учебного процесса, что особенно важно для учащихся начальной школы.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний опыта подготовленного программиста. Мы, учителя общеобразовательных школ, такими знаниями не обладаем.

Один из способов решения проблемы — дать возможность учителям самостоятельно разработать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК.

Программное обеспечение SMART Notebook 10 создано специально для преподавателей, это уникальный инструмент для создания интересных, насыщенных и увлекательных уроков.

Давайте познакомимся.

Назовите на первую букву вашего имени определяющее качество вашей личности.

II. Проведение мастер-класса

2.1. Презентация педагогического опыта.

Технологические приемы, используемые в моём педагогическом опыте.

Урок успешен тогда, когда учителю удается заинтересовать и удерживать внимание всех учеников в течение урока. В этом плане интерактивная доска – большая помощница. Она не перестает удивлять учеников в классе.

Взяли ластик, провели по пустому месту, появился ответ!

Передвинули слово на квадратик, оно исчезло!

Потянули за границу изображения – появилась новая информация!

Да, при подготовке материалов к уроку учителю приходится немало потрудиться, чтобы удивлять своих учеников. Для этого нужно знать технологические приемы оформления заданий на интерактивной доске.

     Слои и фоны рассказывают, как можно использовать расположение объектов  на переднем и заднем плане, фоны страниц и объектов для оформления заданий.

Технологический прием «Перетаскивание объектов».

Этот прием, наверно, самый популярный, и  как все другие приемы,  никогда не используется сам по себе. При оформлении заданий учитель использует комплекс приемов,  и в результате – доска превращается в волшебный инструмент.

     Технологический прием «Ссылки на страницы».

Как-то, разговаривая с преподавательницей, которая только училась работать в программе, никак не могла ей объяснить, для чего нужны в разработке урока ссылки на страницы, пока не пригласила ее к себе в кабинет и не показала  для чего мне нужен этот прием в одной из своих разработок. И все встало на свои места.

     Технологический прием «Запись экрана».

Иногда учителю необходимо сделать видеофильм и показать, что происходит на странице файла ИД. Для этой цели есть инструмент записи экрана.

     Технологический прием «Отражение  объекта». 

В программе Smartboard есть анимация объектов, для того, чтобы ваши объекты крутились, вертелись и переворачивались, открывая правильные ответы. Использовать функцию «отразить» в одной из своих работ. Нам этот прием понравился и мы стали его использовать.

2.2. Представление использования интерактивных продуктов в процессе обучения.

Переходим к этапу: Послушай – и ты узнаешь.

Приведу примеры интерактивных ситуаций, которые, я использую на разных этапах урока.

  • Прием «шторка».

Правильный ответ спрятан «за шторкой» и открывается при проверки задания.

  • Прием «волшебная лупа».

В качестве «волшебной лупы» могут использоваться  «волшебный фонарик, волшебный листочек, волшебное сердечко» и т.д. Используйте свою фантазию! Как бы вы не назвали этот волшебный объект, на технику оформления задания это не повлияет.

  • Прием «ответ за границами объектами».

Использование этого приема я увидела в работе своей коллеги. Мне понравилось. Сделать это легко, напечатать текст, например, и уменьшив размер объекта спрятать нижнюю часть текста. Поэкспериментировала с фигурами и тоже получилось!

  •  Прием «ластик».

Правильный ответ спрятан под слоем маркера. При работе с ластиком он открывается.

  • Прием «волшебная труба».

Основан на сочетании двух приёмов: слои и фоны + захват экрана.

  • Прием «выделение цветом».

Данный приём основан на сочетании приемов «ответ за границами объекта» и «прозрачный фон».

При самопроверки учащиеся видят правильные ответы, отмеченные цветным маркером.

  • Прием «волшебная точка».При размещении в ячейке ответа — дается оценка результата.

2.3. Проведение имитационной игры.

Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.

Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке по обучению грамоте (чтение) 1 классе.

Итак, прошёл

Первый этап урока

  1. Актуализации знаний, на котором  мы вспомнили и повторили согласные твёрдые парные звуки [Ж, Ш].
  2. Создана ситуация неожиданности – парадокса (слышим Ы, а пишем И).

Второй этап урока

  1. Целеполагание. Высказали свои предположения.
  2. Я предлагаю посмотреть мультфильм.

(Включаю интерактивную разработку, конкурсную работу победителя «Сказка про ЖИ и ШИ» Ячменевой Марии , которая заняла первое место в номинации по использованию средств анимации ИД)

-Я не случайно выбрала данный приём. Хочу проанализировать вместе с вами данный фрагмент урока.

Что на данном этапе запланировал учитель? (получение новых знаний — знакомство с правилом написания ЖИ-ШИ, т.е. ненавязчивое объяснение нового материала в игровой форме).

Ещё что? (этап закрепления и применения новых знаний).

Какие приёмы использовал учитель при работе с доской? Что интересного вы увидели? (анимация объектов, приём «волшебная лупа»).

Как правильно называются технологические приёмы? Какими средствами достигнут результат?  Можно ли  каждому учителю повторить такие приёмы или это подвластно только учителям информатики?

Что надо для этого знать?

Какова наша с вами задача мастер-класса? (узнать  порядок  действий в работе со средствами ИД при создании мультфильма, проверочных заданий).

2.4. Моделирование.

Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.

Сейчас мы с творческой группой, а лучше — с двумя командами, попытаемся сами создать разные кадры для обучающего мультфильма, активно используя технологические приём «анимация». Для этого применим «средство записи», используя возможности интерактивной доски.

(Участникам двух команд предлагается вариант создания анимации с буквами «Ч, Щ, А» для знакомства с правилом написания «ЧА-ЩА» и по аналогии «Ч, Щ, У»  с «ЧУ-ЩУ»).

2.5. Рефлексия.

— Спасибо за работу. Я надеюсь, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное, необходимое для работы.

-Вы сегодня были …(самой активной)

-У вас анимация была …(интересная)

— Закончите предложение:

Сегодня на «Мастер-классе» я узнала:

  • Новое…
  • Полезное…
  • Интересное…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в частности использование интерактивной доски на разных этапах урока.

С использованием ИД обучение детей для меня, стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю «оживить» урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание.

Объяснение материала с использованием ИД позволяет мне сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Интерактивная доска на уроке — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение.

При подготовке к урокам с ИД , я использую, как презентации выполненные мной и моими коллегами, так и цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/, тренажеры по математике  —http://babydreams.bestnetservice.com/ , а так же готовые  программы для начальной школы «Кирилл и Мефодий» и «1 С» http://www.labirint.ru/software/15137  http://www.cdvseti.ru/cd/cdvseti/14022.jpg7/

Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными.

Я думаю, что это одно из решений  проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется. Проводя уроки с использованием ИД , я вижу восхищённые глаза своих учащихся, что позволяет мне, как учителю, сделать вывод, о пользе работы с ИД для достижения  целей в образовательном процессе.