Профсоюзный урок

Профсоюзный урок в 9 классе

Тема урока: Российские профсоюзы. История и современность.

Урок подготовлен учителем истории ГБОУ ООШ  с.Заборовка Носковой Е.В.

Цель урока: — дать представление об основных этапах становления российского профсоюзного движения, его особенностях и перспективах развития, воспитание демократических начал в жизни школьных коллективов.

Задачи:

  1. Рассмотреть тенденции становления и развития профсоюзного движения в Российской империи, СССР и Российской Федерации.
  2. Определить роль российских профсоюзов в становлении гражданского общества в России.
  3. Выявить цели и задачи профсоюзов, основные направления и методы их деятельности.
  4. Формирование у учащихся понимания места профсоюзов в современном обществе как института демократической системы.

План урока:

  1. История профсоюзного движения в России.
  2. За что борются профсоюзы
  3. История профсоюзного движения в России

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки.

Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. Если в странах Западной Европы и США профессиональные союзы возникли в эпоху домонополистического капитализма и до создания политических партий, то массовые профсоюзы России появились в обстановке революционного подъема, вследствие перерастания отвергнутых правительством экономических требований в политические.

Изучение исторического опыта профсоюзов России имеет несомненное теоретическое и практическое значение для нашего времени. Знание истории обеспечивает преемственность в развитии профсоюзного движения. Нельзя понять закономерности функционирования профсоюзов в обществе, не зная их исторического прошлого, сложного, противоречивого опыта участия в классовых противоборствах, в борьбе за экономические и социальные интересы человека труда.

В России, как и в других странах мира, профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата.

Возникновение профсоюзов в России не было единовременным актом. Оно заняло целую историческую полосу российского рабочего движения – революцию 1905 – 1907 гг. – и получило неоднозначную оценку в общественном сознании. Так, либеральные кадеты относили возникновение профсоюзов в России к 1906 – 1907 гг. При этом за исходный пункт брали установление царем 4 марта 1906 г. «Временных правил о профессиональных обществах». Кадеты не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 г., и считали законными лишь «чистые», санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

В свою очередь, меньшевики истоки профессионального движения усматривали в кассах взаимопомощи, институтах цеховых старост, в так называемых зубатовских организациях, насаждавшихся царским правительством, а себя представляли непосредственными организаторами профсоюзов.

Большевики же во главе с В.И. Лениным утверждали, что профсоюзы – это не продолжение обществ взаимопомощи, страховых и больничных касс, института цеховых старост или полицейских союзов зубатовского типа. Это новые организации пролетариата России, возникшие на гребне развернувшегося в 1905 г. стачечного движения. Профсоюзы были открытыми, массовыми, классовыми объединениями рабочих и строились по производственному признаку.

Первой Всероссийской конференцией профсоюзов (6 октября 1905 г.) было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). Вторая Всероссийская конференция профсоюзов прошла нелегально в Петербурге с 24 по 28 февраля 1906 г.

В период между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907 – 1917 гг.) многим профорганизациям приходилось действовать в нелегальных условиях, почти все межсоюзные органы, координирующие деятельность профессиональных союзов, были разгромлены. Победа февральской революции создала благоприятные условия для легальной деятельности профсоюзов России. После свержения самодержавия в их развитии и борьбе начался новый этап.

В июне 1917 г. состоялась третья Всероссийская конференция профсоюзов, которая сыграла важную роль в организационном оформлении профсоюзного движения страны. Конференция избрала временный Всероссийский центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС).

После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.

Первый Всероссийский съезд профсоюзов состоялся в январе 1918 г. Основная борьба развернулась вокруг вопроса «о задачах профессионального движения», большинством голосов была принята резолюция большевиков, которая радикально меняла судьбу профсоюзов – был взят курс на их участие в государственном и хозяйственном строительстве.

Решения I и II Всероссийских съездов профсоюзов легли в основу деятельности советских профсоюзов на многие десятилетия и послужили причиной постепенной утраты их главной функции – защиты социально-экономических интересов работников наемного труда. Демократические формы и методы работы профсоюзов уступили место администрированию и командованию (замена выборов назначением, переход от добровольного членства к принудительному и т.д.).

На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции. Несмотря на это, в мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов.

Одним из решений VI пленума ВЦСПС (1937 г.) стало упразднение советов профсоюзов, которые были восстановлены лишь через 13 лет.

Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.

Стоит отметить, что середина пятидесятых годов – именно тот временной рубеж, который совпадает с началом нового периода в общественно-политической и нравственной жизни страны.

Тридцатилетний период (1956 – 1985 гг.) развития профсоюзов не поддается однозначной оценке. Их историческая судьба неоднократно преломлялась вслед за теми историческими изгибами, которые претерпевало советское (российское) общество. Исторические факты свидетельствуют, что во времена так называемой хрущевской оттепели (1956 – 1964 гг.), а также в последующий период, связанный с попытками на основе решений мартовского и сентябрьского (1965 г.) пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии (1966 г.) провести хозяйственную реформу, создались более благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе.

Именно к 50 – 70-м годам относится появление целого ряда правовых актов, развивавших и усиливавших права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это, например, «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (1958 г.), которое в 1971 г. было обновлено на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР. В 1970 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» – вторая «конституция для профсоюзов». Большое значение для профсоюзов имели такие правовые акты, как «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.), «Положение о порядке рассмотрения трудовых споров» (1974 г.), «Положение о товарищеских судах» (1977 г.) и некоторые другие.

В целом роль профсоюзов была весьма заметной в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в разрешение социально-экономических проблем был разновелик конкретно на каждом историческом этапе.

Почти все генеральные секретари ЦК КПСС время от времени проявляли внимание к профсоюзам и их проблемам. Этим после Н.С. Хрущева особенно отличался Л.И. Брежнев. В определенной степени именно ему профсоюзы обязаны появлением упомянутых правовых актов.

К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества.

Как уже отмечалось, начиная с 30-х годов в ведение советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее. Участие в решении производственных задач, таких, как организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно-технического прогресса, способствовали сращиванию усилий профсоюзов с действиями органов государственного управления и администрацией предприятий. Это оправдывалось определенной теорией: была сформулирована «двуединая задача» советских профсоюзов.

Застойные, негативные явления, которые накапливались в стране в 70-е и 80-е годы, не могли не отразиться и на деятельности профсоюзов. Концепция развитого социализма, понимавшаяся многими профсоюзными деятелями как полностью исключающая социальные диспропорции, послужила основанием для утверждений о повышении чуть ли не автоматически значения и роли профсоюзов, роста их авторитета в трудовых коллективах, усилении их воздействия на экономику и социальную сферу. Между тем это не соответствовало действительности и только мешало видеть недостатки в профсоюзной деятельности. В результате, вместо опоры на массы, профессиональные организации обрастали бюрократическим аппаратом. Численность аппарата советов профсоюзов с 1970 г. увеличилась, по официальным данным, почти в 2,5 раза.

Структура профсоюзов стала напоминать хозяйственное министерство, с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью. Мощный штатный аппарат, призванный заниматься исполнительской деятельностью на основе постановлений выборных профсоюзных органов, стал сковывать инициативу широкого профсоюзного актива, первичных профсоюзных организаций. И, хотя деятельность профсоюзов во многом активизировалась, она уже не отвечала новым условиям.

Процессы реформирования, радикального обновления профсоюзов с наибольшей наглядностью проявились в сфере их организационного строения и деятельности. В общем процессе тех радикальных организационных перемен, которые происходили, можно выделить три основных этапа:

  1. Поиск путей перестройки профессиональных союзов, новых форм их организационного строения и деятельности пока еще в рамках и на основе выработанных в предшествующий советский период традиционных принципов и норм (вторая половина 1985 – 1990 гг.). При оценке деятельности профсоюзов страны в 1985 – 1995 годах правомерен вывод: это был сложный во всех отношениях переломный период. Он воплотился в возрождении российского профсоюзного движения, в инициативной деятельности профсоюзных организаций по защите интересов работников в условиях политических и экономических реформ. Он поставил профсоюзы перед лицом обострившихся в обществе социальных противоречий, обнищания основной массы людей труда и нарастающего экономического кризиса. Это были годы мучительной ломки всех профсоюзных структур, поиска профсоюзами форм и методов деятельности, адекватных требованиям нового времени.

С конца 80 – начала 90-х гг. прошлого века в нашей стране происходят существенные политические, социальные и экономические преобразования. Рыночные условия заставляют профсоюзы иначе смотреть на приоритетные цели своей деятельности, оценивать эффективность способов их достижения по сравнению с советским периодом, когда профсоюзы были встроены в государственную систему социально-экономического регулирования.

  1. Воссоздание российских руководящих профсоюзных органов и структур, обретение российскими профсоюзами организационной самостоятельности (1990 – 1992 гг.).
  2. Становление и развитие новых организационных принципов строения и деятельности российских профсоюзов, вытекающих из особенностей их работы в условиях рыночной экономики (1992 – 1995 гг.).

Именно профсоюзы, имея многолетний положительный опыт квалифицированного участия в управлении социально-экономическими процессами на уровне предприятий, регионов, отраслей и всей страны, в частности, их наиболее многочисленное объединение – Федерация независимых профсоюзов России, первыми выступили с предложениями о развитии социального партнерства, высказались за то, чтобы оно реально воплощалось в практике общественной жизни России, регулирования социально-трудовых отношений в новых условиях.

Развитие России в последние полтора десятилетия вызвало кардинальные изменения всех сторон жизни страны и общества, в том числе в экономике, в трудовых отношениях и социальной сфере. Новые жизненные реалии внесли коренные перемены в деятельность профсоюзов России, потребовали от них переосмысления и пересмотра идеологии, целей, задач и функций, форм и методов работы, их адаптации к давно забытым последними поколениями россиян жестким условиям рыночного капиталистического хозяйствования.

Приходится констатировать, что при реформировании системы советских профсоюзов не были учтены особенности работы объединений трудящихся в условиях капиталистического общества.

Самостоятельность, независимость профсоюзов должны обеспечиваться продуманностью централизованно принимаемых решений, с учетом опыта, практики, специфики профсоюзных звеньев. Финансовые средства должны работать на выполнение профсоюзных задач, а не служить системным источником материальной подпитки отдельных членов профсоюза.

Повышение деятельности профсоюзов и их структур по защите социально-экономических интересов своих членов напрямую зависит от решения вопросов организационного, финансового и кадрового укрепления как Федерации, так и всех членских организаций.

Основной внутренней проблемой обеспечения эффективности деятельности профсоюзов России в новых условиях является организационно-уставное несоответствие их структур потребностям времени. Четкое понимание профсоюзным активом основных направлений деятельности в рыночных условиях, обучение технологиям их реализации, проведение организационного укрепления профсоюзов – требования сегодняшнего дня.

Профсоюзные организации России всех уровней проявляют большой интерес к опыту зарубежных объединений трудящихся, действующих многие годы в условиях развитых рыночных отношений.

Международное профсоюзное движение прошло большой и сложный путь. Осуществление прав профсоюзов как в социально-экономической, так и в иных сферах жизнедеятельности общества неразрывно связано с соблюдением основных прав человека. Поэтому, как правило, свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.

Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции, рекомендации Европейского союза, Совета Европы, Международной организации труда и др.

Поэтому представляется, что использование зарубежного опыта защиты прав и интересов трудящихся профсоюзами России могло бы принести пользу в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

Совершенствование деятельности профсоюзов и их структур по защите социально-экономических интересов своих членов зависит от решения вопросов организационного, финансового и кадрового укрепления как Федерации, так и всех членских организаций.

  1. За что борются профсоюзы

Заботы профессиональных союзов неразрывно связаны с особенностями той работы, которой занимаются их члены, и потому круг проблем, скажем, союза художни­ков-графиков отличается от того, чем озабочены руково­дители профсоюза шахтеров. И все же у всех профессио­нальных объединений есть общие задачи.

Важнейшими из них являются:

  • улучшение условий труда и обеспечение его безопасно­сти.

Речь идет о том, что обычно все профсоюзы старают­ся добиться улучшения санитарно-гигиенических условий труда (например, снижения шумности и запыленности в цехах). Заботит профсоюзы и предоставление льготных условий труда (в частности, сокращенного рабочего дня) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим маленьких детей).

Наконец, постоянная забота профсоюзов — снижение риска гибели работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в боль­шинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты спе­циальные законы и нормы, регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травма­тизма.

Но в мире экономики все имеет свою цену. И такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удоро­жанию труда для фирм-покупателей. Чем больше денег работодатель дол­жен тратить на улучшение условий труда, тем дороже ему в итоге обходится каждый работник и тем меньшее их число он может нанять;

  • повышение заработной платы, как минимум, двумя способами:

1) за счет создания условий для роста спроса на труд;

2) за счет создания условий для ограничения предложе­ния труда.

Конечно, повысить спрос на труд профсоюзам доста­точно сложно: они не обладают большими возможностя­ми влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. Тем не менее, один из способов решения та­кой задачи достаточно реален, хотя и не однозначен.

Речь идет о том, что профсоюзы обычно выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров. Это аргу­ментируется тем, что продажа таких товаров уменьшает спрос на продукцию отечественных фирм, а значит, и спрос на труд граждан страны. Следовательно, при сокра­щении импорта спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности работ­ников и заработной платы на внутреннем рынке труда.

С таких позиций выступают и российские профсоюзы, особенно в легкой промышленности, которая сильно страдает от импорта товаров из Китая, Турции, Италии и других стран мира. Однако ограничение импорта опять-таки имеет свою цену.

Оно ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке и незаинтересованности в улучшении качества отечественной продукции. Такую продукцию становится невозможно продать в другие страны. Возможности вы­воза продукции сокращаются, а значит, уменьшается и спрос на труд для ее изготовления. Кроме того, на огра­ничение импорта одной страной другие государства обычно отвечают аналогичными мерами. В результате снижаются возможности для экспорта всех отраслей стра­ны, что ухудшает условия на рынках труда для работни­ков отраслей и фирм, ориентированных на вывоз товаров в другие страны.

Поэтому профсоюзам надо вести переговоры о повыше­нии заработной платы очень взвешенно, обращаясь за консультациями к экономистам, чтобы победа на этих пе­реговорах не обернулась падением занятости. Современ­ные профсоюзы, в том числе и в России, уже прибегают к услугам высококвалифицированных экономистов, чтобы точно оценить максимальную величину повышения зара­ботной платы, которой можно добиться от владельцев фирм без угрозы их разорения и массовых увольнений.

Наиболее широко системы жесткой регламентации и унификации оплаты труда применяются обычно в бюд­жетной сфере, то есть для тех работников, которые заняты в государственных органах. Так обстоит дело и в России. Здесь в конце 1992 г. была введена единая схема оплаты труда (единая тарифная сетка) для всех «бюджетников»: служащих государственной администрации, преподавате­лей, медиков, военных и т. д.

Основой единой тарифной ставки является тарифная ставка первого разряда, которая обычно принимается на уровне минимальной заработной платы. Именно ее затем умножают на установленные в тарифной сетке коэффици­енты, чтобы определить зарплату работника с квалифи­кацией, для которой установлен соответствующий коэф­фициент.

Единая тарифная сетка — общеобязательные правила определения оплаты труда работников, которые заня­ты в различных государст­венных организациях, но имеют одинаковую квали­фикацию, образовательный уровень, трудовой стаж и выполняют сходную рабо­ту, в силу чего оплата их труда устанавливается на одном и том же уровне.

Вопросы к учащимся:

  1. Что такое профсоюзы? Что вы знаете о профсоюзах?
  2. Каковы основные задачи, решаемые профсоюзами?
  3. Почему профсоюзы вынуждены проявлять осторожность в требованиях о повы­шении заработной платы?
  4. Каковы основные методы борьбы профсоюзов за права своих членов, как они изменялись на протяжении истории профсоюзного движения?
  5. Полагаете ли вы справедливым запрет на забастовки?

Приложение. Презентация (слайды).